A really BIG fish (bfish) wrote,
A really BIG fish
bfish

Category:

Большое путешествие по Верхнему Египту

Итак, наше путешествие закончилось и мы вернулись в Москву. Надеюсь, я еще напишу подробную серию постов про Верхний Египет и разные археологические сайты в нем, а пока краткое описание поездки в целом по горячим следам.

20210929_091934.jpg


В Египет мы поехали одновременно случайно и закономерно. Случайно – потому что изначальный план был просто съездить семьей на море ) Для этого была выбрана Турция и мы планировали эту поездку на майские праздники. Тогда она сорвалась из-за внезапного закрытия авиасообщения с этой страной по причине эпидемии ковида. Следующий подходящий отпуск у меня был в сентябре и мы внимательно изучали новости и графики заражений. Графики эти, что в Турции что в России, выглядели не очень, и мы немножко запаниковали, решив, что история с отменой туров может повториться. Стало понятно, что нужен план Б. В качестве такого плана был выбран Египет.

Египет замечателен тем, что всю дорогу жил по принципу “чем меньше тестов, тем меньше ковида”. С самого начала они всячески старались избегать любых локдаунов, закрытия границ и прочих эпидемиологических ограничений. Такая политика вселила в нас определенную уверенность что эту страну-то не закроют.

Все, кто меня знают, думаю, в курсе моего увлечения древнеегипетской историей. Но при всей моей любви к Египту, я был в нем до этого всего раз, фактически по программе стандартного пакетного тура. Съездить в Египет еще раз было моей давней мечтой. К сожалению, на этом пути постоянно возникали различные препятствия.

В 2011 году в Египте начались волнения, сопровождаемые серией терактов. На Синае вообще дошло до боевых действий. В 2012 году в результате так называемой “арабской весны” к власти пришли радикальные исламисты (которых пресса почему-то упорно называла демократически избранным правительством) и туризм в стране фактически умер. Через два года население окончательно офигело от происходящего и “демократическое правительство” было свергнуто военными. Однако ущерб, нанесенный альянсом джихадистов и “демократов”, был очень велик. В стране фактически шла скрытая (а местами и явная) гражданская война. В этих условиях ездить в Египет можно было только в резервации типа Шарма или Хургады, обнесенные колючей проволокой и обложенные армией, а меня такая форма путешествий категорически не устраивает. Впрочем, взрыв самолета Когалымавиа, летевшего из Шарма в Питер в 2015 году, показал, что даже такой формат поездок в Египет небезопасен. Таким образом более десяти лет путешествие в эту страну оставалось лишь в планах, отложенных на когда-нибудь до лучших времен.

Поэтому как только речь зашла о поездке, я вытащил на стол довольно неплохо проработанный план экспедиции. Его пришлось скорректировать с учетом того, что оставить Киви в Москве нам было не с кем, поэтому надо было брать ее с собой. Ну и вообще, как не свозить ребенка на море. Так что подготовился я неплохо.

По-прежнему оставалось неясным некоторое количество моментов. Например, нормально ли ездить втроем на общественном транспорте в стране, где туристов обычно возят на автобусах с конвоем из автоматичиков? Как Киви перенесет переезд в 700 км по Сахаре? Что вообще происходит в стране за пределами туристических зон? Но в общем пришло время отставить в сторону домыслы и сомнения и реализовывать мечту.

Храм Собека и Гора в Ком Омбо с ночной подсветкой:
20210929_175832.jpg

Маршрут

Маршрут я строил из трех соображений:

1. Египет делится на верхний и нижний. Нижний Египет удобнее всего смотреть из Каира, поэтому его я из этой поездки полностью исключил, так как мы базировались в Хургаде.
2. Я очень хотел увидеть храмовый комплекс Рамзеса II в Абу-Симбел. Это довольно непростая в логистическом плане точка, находящаяся на самом юге Египта в 20 км от границы с Суданом. Поэтому все в конечном итоге крутилось вокруг идеи “добраться до Абу-Симбела”.
3. Поскольку мы были с ребенком, то необходимо было чередовать маршброски через пустыню и лазания по древним гробницам с периодами отдыха и комфорта.

Храмовый комплекс Рамзеса II в Абу-Симбел:
20210930_091017.jpg

Карта

egypt2021map.jpg

Части маршрута (на карте цифрами):
1. Хургада – Луксор. Эту часть пути мы проделали в итоге три раза в обе стороны (плата за удовольствие жить на море). Первый раз в составе стандартного туристического конвоя с вооруженной охраной. Потом плюнули и ездили просто на такси.
2. Луксор – Асуан. Самая короткая по километражу, но самая долгая часть маршрута. Плыли по Нилу на милом кораблике La Sarah двое суток с остановками в Эдфу и Ком-Омбо. Кораблик еще потом сослужил нам службу в качестве базы в Асуане.
3. Асуан – Абу-Симбел и обратно. Самая, пожалуй, трудная часть. На машине через Сахару.
Из Асуана в Луксор мы возвращались на обычном египетском поезде, было немного стремновато, но это самый простой и быстрый способ.

Кроме круиза с поездкой в Абу-Симбел мы совершили еще две вылазки из Хургады в Египет: в некрополь в Луксоре (Долина Царей, Мединет-Абу, Дейр-эль-Бахри) и в Абидос. Для этого мы просто брали машину с водителем.

В египетской электричке:
20211001_083843.jpg

В целом маршрут считаю удачным. Более оптимально было бы жить в Луксоре, это сэкономило бы массу сил, времени и денег, но противоречило задаче “свозить семью на море”. Другой возможной оптимизацией является жить не в Хургаде, а в Сафаге. Это сокращает плечо “море-Нил” на 50 км в каждую сторону, что вполне ощутимо.

Немного фоток по маршруту которые я выкладывал в ВК:

https://vk.com/wall4327977_1590 Храм Гора в Эдфу
https://vk.com/wall4327977_1594 Храм Собека и Гора в Ком-Омбо
https://vk.com/wall4327977_1595 Храм Рамзеса II в Абу Симбел
https://vk.com/wall4327977_1672 Абидос: Храм Сети I и Осирион
https://vk.com/wall4327977_1687 Карнак
https://vk.com/wall4327977_1674 Долина Царей
https://vk.com/wall4327977_1673 Поминальный храм Рамзеса III в Мединет абу.
https://vk.com/wall4327977_1598 Храм Амона-Ра в Луксоре
https://vk.com/wall4327977_1586 Нил
https://vk.com/wall4327977_1596 Сахара
https://vk.com/wall4327977_1671 Покатушки с бедуинами в пустыне около Хургады

Безопасность

Существует забавный мем про то, что в России очень много полиции и всяких охранников. Ведутся на него в основном люди, которые нигде кроме Европы толком не были.

Египетские представления о безопасности довольно простые: чем больше вооруженных людей, тем безопаснее. Взвод автоматчиков на каждой развязке – хорошо, безопасно. Пару бетонных огневых точек с пулеметами – еще безопаснее. А вот лучше всего пригнать броневик: броневик большой, красивый и дает сразу +10 к безопасности, египтяне радуются и улыбаются, все довольны.

Броневик:
20210930_133816.jpg

Такие КПП встречаются на трассе регулярно:
20211007_092530.jpg

Я имею привычку в местах скопления народа поглядывать по сторонам и, если вижу людей с огнестрельным оружием, увеличивать счетчик тревоги на единичку. В Египте так не работает. Счетчик постоянно зашкаливает. До этого такой феномен я наблюдал только в Израиле и Палестине. Люди с оружием повсюду.

Отдельно стоит сказать о безопасности туристов. Туристическая полиция имеет крайне высокие полномочия и, судя по всему, изрядно всех дрючит. У выезда из курортных зон, у причала круизного корабля, у выхода из отеля – везде дежурят они. Если турист покидает отель и садится в какую-то машину, полицейский записывает номер машины, документы водителя и маршрут. По дороге от Асуанской Плотины мы хотели заехать посмотреть на древние каменоломни с незаконченным обелиском, которые были рядом. Водитель наотрез отказался нас везти, потому что этого не было в согласованном полицией маршруте. Поэтому он сначала вернул нас к кораблю, показал полицейскому, что с нами все ок, согласовал новый маршрут и повез нас обратно через весь город ) А в Абидосе всю дорогу через населенку нас сопровождал пикап с автоматчиками, которые присоединились к нам на кпп на съезде с шоссе. Потому что местному полицейскому управлению проблемы с туристической полицией не нужны. Успокоились они только когда мы вернулись на трассу (там уже не их ответственность).

Мне было интересно как эта система будет работать, если я просто сойду с корабля и пойду гулять по городу, без всяких сопровождающих, машин и маршрутов. Закономерно выяснилось что никак не работает. Когда мы ушли с “Ла Сары”, поехали на вокзал и сели на обычную местную электричку – туристическая полиция нас потеряла ) Впрочем, в самой электричке буквально через 15 минут после отправления к нам подошли два египтянина с пистолетами и спросили кто мы, из какой страны и куда едем. Одеты они были в джинсы и разноцветные футболки и никаких знаков полиции или сотрудников ЖД на них не было. Но после каждой остановки они заходили нас проведать. Не знаю, что это было.

В целом хочу отметить, что египтяне радушны и приветливы к туристам (и особенно к русским), с поправкой на культурный и языковой барьеры. Случайные прохожие, продавцы в магазинах, охранники, полицейские, работники кафешек – все так или иначе старались нам помочь. Есть только одно исключение – торговцы сувенирами и попрошайки около отелей и популярных достопримечательностей. Среди этих очень много противных, наглых и навязчивых людей, на которых порой приходится покрикивать, чтобы они наконец свалили. Впрочем обычные египтяне их тоже не любят и относятся по сути как к криминальным элементам.

В заключение

Вообще, хотя на бумаге все выглядит просто, в реальности регулярно возникали какие-то проблемы и сложности. Ольга даже несколько раз пугалась. Поэтому если решите повторить этот или сходный маршрут, призываю по возможности тщательно подойти к подготовке. Это важно.
Возникающие проблемы (по большей части логистического, организационного и коммуникативного характера) иногда удавалось решать деньгами, иногда благодаря находчивости, подготовке и пониманию местных реалий, иногда они решались как-то сами как по волшебству.

Просто улица в египетской глубинке:
20211005_132924.jpg

В этой поездке вообще творилось очень много доброй египетской магии. Люди, которые не понимали нашего языка, отпирали нам закрытые для посещения храмы, подземелья и гробницы, искали нашего продолбавшегося водителя, в Абидосе нашу машину пропустили в некрополь через служебные ворота и мы увидели захоронения первых династий, до которых иначе пришлось бы переть несколько километров пешком через пустыню по сорокаградусной жаре (если бы мы вообще смогли их отыскать).

В Асуане мы катались на фелуке по Нилу и любовались закатом. Лодочник угощал нас бедуинским чаем, сваренным на газовой горелке, и рассказывал про то как он плавал в Каир на своем суденышке и жил прямо на нем, ночуя на лавке. А потом показал нам потрепанную тетрадку, в которой были разные спасибы и пожелания от пассажиров – на английском, русском, арабском, китайском, японском, испанском, хинди, фарси и других языках, смешные картинки, флаги разных стран, напутствия и даже набросок портрета лодочника, сделанный шариковой ручкой.
– Я тоже путешественник, – сказал он, похлопывая по тетрадке рукой, – у меня тут весь мир!

Фелука, лодочник и чаепитие:
20210930_172746.jpg

Уже в самом конце поездки в Долине Царей, мы измученные жарой подcели на лавочку в тени к какому-то египтянину. Это был местный сотрудник, гид и археолог. Пока мы отдыхали, я разговорился с ним о гробницах, археологии и египетской революции 2012 года.
– Кстати, – сказал он мне внезапно, – вы ведь знаете кто такой доктор Захи Хавасс?
– Конечно, я знаю кто такой Захи Хавасс!
– Тогда, если вы немного поторопитесь, вы еще можете застать его. Он сейчас сидит в кафешке напротив гробницы Тутанхамона. Можете с ним сфотографироваться.

Фотографироваться с, пожалуй, самым известным египетским археологом нашего времени мы не стали, так как к нашему приходу он уже уходил. Поэтому все что у меня есть – это фотка со спины ))

20211007_112845.jpg

Ну и в завершение поста еще немного картинок

Вечер на Ниле:
20210928_172525.jpg

20210928_172030.jpg

Пока я созерцал красоты Нила, кто-то не терял времени даром:
20210929_155831.jpg

Плавание по Нилу немного напоминает поездку по ботаническому саду:
20210929_115350.jpg

Сарочка!
20210929_074424.jpg

Шлюзы в Эсне:
20210928_215217.jpg

Ирригационные каналы со времен фараонов играют важнейшую роль в земледелии египтян. Только вместо традиционного шадуфа теперь тележка с мотором и насосом:
20210928_091937.jpg

Просто улица и мост через канал:
20211007_085013.jpg

Вместо рабов теперь каналы чистит экскаватор:
20211007_083736.jpg

Сахара, до ближайшего поселения больше сотни километров:
20210930_095657.jpg

То, что кажется водой, – на самом деле мираж. Скалы отражаются в раскаленном слое воздуха:
20210930_105854.jpg

Отважные путешественники:
20210929_162316.jpg

PS: оглавление всех моих постов про путешествия: https://bfish.livejournal.com/147638.html

Tags: adventure, egypt, Египет
Subscribe

  • My tweets

    Thu, 22:24: Абидос, часть первая. Храм Сети I и Осирион. https://t.co/9tf1VfCHw6 Thu, 23:23: Еще одна поражающая воображение биография:…

  • My tweets

    Wed, 16:21: RT @ novitskiy_iss: Для меня 65-я экспедиция на Международную космическую станцию — самая насыщенная за все три полёта на орбиту.…

  • My tweets

    Sat, 13:31: RT @ neomechanica: https://t.co/yB9iNO7NIC

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • My tweets

    Thu, 22:24: Абидос, часть первая. Храм Сети I и Осирион. https://t.co/9tf1VfCHw6 Thu, 23:23: Еще одна поражающая воображение биография:…

  • My tweets

    Wed, 16:21: RT @ novitskiy_iss: Для меня 65-я экспедиция на Международную космическую станцию — самая насыщенная за все три полёта на орбиту.…

  • My tweets

    Sat, 13:31: RT @ neomechanica: https://t.co/yB9iNO7NIC