A really BIG fish (bfish) wrote,
A really BIG fish
bfish

Categories:

Старый и Новый Иерусалим

Так сложилось, что я два раза был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, но ни разу не был в его российском аналоге – Воскресенском Соборе в Новом Иерусалиме под Истрой. В этом году это упущение удалось исправить.



Первый храм в этом месте начали строить в 1656 году по образу и подобию иерусалимского Храма Гроба Господня. По этому случаю речку Истра переименовали в Иордан и дали библейские имена еще ряду близлежащих топонимов. С тех пор собор несколько раз перестраивали, он был разрушен, потом восстановлен в 18 веке. В 20 веке его взорвали и сожгли отступающие фашисты. Современное здание фактически было построено в 1980-х годах советскими архитекторами. В 2000-2019 годах собор был отреставрирован совместными усилиями РПЦ и правительства.

На всех этих этапах строители собора так или иначе пытались следовать изначальной идее, а именно – воспроизводить (местами символически) оригинальный храм в Иерусалиме. Оба здания очень интересные и действительно имеют немало общего. Отличий у них, впрочем, тоже много. При определенной схожести планировки они производят, конечно, совершенно разное ощущение.

Иерусалимский храм невозможно увидеть целиком (разве что с вертолета). Он находится в центре города и со всех сторон стиснут застройкой. Соседние здания вплотную примыкают к нему стенами. Истринский храм наоборот стоит в центре укрепленного монастыря и окружен крепостной стеной, с которой на него открывается отличный обзор.


Вход в храм:


Схожесть налицо, обратите внимание на колокольню слева. В Иерусалиме она заканчивается крышей на уровне 5-го этажа. В Истре возвышается над храмом и оканчивается золотой маковкой с крестом.

Вход крупным планом:


Войдя внутрь вы в обоих случаях вы окажетесь в боковом нефе, где расположен камень миропомазания (в Истре его полноразмерная модель). Справа от вас будет подъем на Голгофу, а слева – пещера, в которой воскрес Иисус.

Камень миропомазания, вид сверху, с Голгофы:


Тот же ракурс в соборе в Истре:


Лестница на Голгофу проходит через узкие сводчатые воротца, очень похожие в обоих храмах. В Иерусалиме она часто забита очередью из паломников, которые стремятся поцеловать подножие креста (место в скале, где был установлен крест, на котором распяли Христа).


Место установки креста расположено под алтарем и поэтому в оригинальном храме приходится туда лезть на четвереньках.


Макет (символическое подобие? модель?) Голгофы в Новом Иерусалиме гораздо проще и нагляднее, а самое главное доступен без очереди:


С Голгофы обычно возвращаются в центральный неф. Тут надо сделать лирическое отступление и рассказать про атмосферу. Оба храма производят диаметрально разное впечатление.

Храм Гроба Господня – довольно мрачная постройка, сочетающая в себе элементы романской и немного раннеготической архитектуры. Здесь полумрак, очень сильно накурено ладаном, в воздухе видны пробивающиеся сквозь дым воскурений редкие лучи света. Стены из неоштукатуренного камня настолько старые, что местами кажутся скалой или сводами пещеры. Лица святых с потемневших от времени фресок смотрят таинственно и загадочно. В храме толпы, поэтому основной звук – это усиленные эхом шаги и гул толпы. Это место пропитано древностью и историей.


Воскресенский Собор построен и украшен в архитектурном стиле русского барокко. Внутри он выглядит просторным и воздушным. Там очень светло. Этому немало способствует внутренняя отделка в голубых и золотых цветах и обилие окон. Этот храм скорее про радость от встречи с Богом, чем про библейскую историю смерти и воскрешения Христа.


Там, где у традиционных христианских храмов находится главный вход (т.е. напротив алтаря), у Храма Гроба Господня (и у Воскресенского Собора) находится ротонда с небольшой церковью – кувуклией. В обоих случаях это модель пещеры, в которой был похоронен и воскрес Иисус. Собственно, Гроб Господень.

Оригинальная пещера в Иерусалиме не сохранилась, так как была частично срыта при строительстве церкви во времена Императора Константина и окончательно уничтожена вместе с тогдашним храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сейчас эту пещеру символизирует специальная церковь внутри церкви – кувуклия.


Надо сказать, что пробраться внутрь кувуклии мне не удалось ни в одном из храмов. Гроб Господень – маленькое тесное помещение, и чтобы в него попасть нужно отстоять крайне медленно идущую очередь.

Стены кувуклии уставлены сотнями свечей, поэтому в темноте поначалу кажется, что она окружена стеной огня:


В обоих храмах очень впечатляет сама ротонда – большой круглый зал с куполом. В Иерусалиме в его центре находится большое вентиляционное отверстие, из которого на кувуклию падает яркий луч света:


А так это выглядит в Новом Иерусалиме:


За главным алтарем (на востоке напротив ротонды) находится огибающая алтарь галерея с часовнями. Это архитектурное решение придумали крестоносцы и в последствии оно широко распространилось в европейской церковной архитектуре и стало называться деамбулаторий.
В деамбулатории находится спуск в подземную церковь Святой Елены (Святых Константина и Елены в Истре). В Иерусалиме это мрачное вырубленное в скале помещение, куда ведет длинная каменная лестница:


Церковь Константина и Елены в Новом Иерусалиме:


Имеются ввиду римский император Константин Великий и его мать Елена Равноапостольная, которые очень сильно способствовали становлению христианства как основной религии Рима и, в частности, построили первый Храм Гроба Господня в Иерусалиме. (Кроме этого Константин еще перенес столицу империи в Византий, переименовал его в свою честь в Константинополь и в конечном счете основал Византию).

В Иерусалиме из церкви Святой Елены ведет еще одна каменная лестница прорубленная в глубине скалы, в место, где по легенде Елена обрела то, что осталось от креста на котором распяли Иисуса. В новом Иерусалиме есть аналогичный архитектурный элемент, но там, судя по табличкам, находится источник святой воды. Спустившись в подземелье мы обнаружили там изрядные ее запасы. Так что теперь знаем, где искать спасение в случае зомбиапокалипсиса:


На этом, наверное, все. К сожалению, в Иерусалимском храме Гроба Господня снимать довольно тяжело из-за темноты и толп народу, к тому же я был там давно, а фототехника с тех пор изрядно прогрессировала. Так что фоток из Иерусалима у меня немного и они по большей части плохого качества.
Так что придётся ехать еще раз. Ну и посещение Воскресенского Собора в Истре тоже очень рекомендую, он большой, хорошо отреставрирован и очень красивый.

В завершение еще несколько фоток Новоиерусалимского монастыря:

Ворота:



Собор, вид с юга и территория монастыря:


Укрепления:

По галерее на стене можно ходить, туда пускают туристов.

Угловая башня и пушки:




Общий вид собора:


В этой поездке мы еще побывали в не менее интересном месте – Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, но об этом в другой раз.

PS: Оглавление всех моих постов про путешествия: https://bfish.livejournal.com/147638.html

Tags: adventure, israel, Иерусалим, Израиль, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments